Цвет в интерьере

cvet-ideacreative_ru
 

Цветовое решение — наиболее важный элемент интерьера, поскольку цвет присутствует во всех отделочных материалах и элементах декора. От выбора цветового решения во многом зависит, будет ваш дом уютным и комфортным или, наоборот, «холодным» и раздражающим, ведь цвет — очень мощное средство воздействия: информация, передаваемая цветом, воспринимается человеком на уровне подсознания, и это происходит мгновенно и помимо нашей воли. В передаваемых цветом ощущениях скрыты природные ассоциации, заложенные в нашем сознании почти на генетическом уровне (так называемая «память предков»), за которыми следуют более тонкие слои личных ассоциаций и цветовых воспоминаний. Возможности цвета безграничны: он способен не только вызвать определенные эмоции — радость и уныние, счастье и печаль, но и создать ощущение тепла или холода, тесноты или большого пространства.

В то же время цвет является наиболее легко изменяемым элементом интерьера — ведь перед началом любого ремонта или переустройства вы всегда продумываете, какого цвета у вас будут стены, полы и шторы, тем более что с помощью цвета можно скорректировать архитектурные и планировочные недостатки помещения.

Чтобы не ошибиться в своем выборе, необходимо знать основы теории цвета. Так, помимо цветов спектра существует еще почти полтора миллиона их тонов и оттенков, которые способен уловить наш глаз. Важным открытием, принадлежащим Ньютону, оказалось разделение цветов на простые (первичные), которые невозможно разложить на составляющие, и сложные (вторичные), представляющие собой совокупность простых цветов.

Все цвета можно получить, смешивая в различных соотношениях три первичных цвета: красный, желтый и голубой. Смешивая их попарно, можно получить три вторичных цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Снова смешивая смежные цвета, мы получаем колесо основных цветов с 12 секторами. Однако даже в пределах одного сектора цвету можно придать бесконечное разнообразие оттенков, изменяя соотношения белого и черного.

Все 12 цветов колеса можно условно разделить на две группы: теплые (от желтого до красно-фиолетового) и холодные (от фиолетового до желто-зеленого). Теплые цвета называют также приближающими, так как окрашенные ими поверхности кажутся ближе, чем на самом деле. Помещения, окрашенные в такие цвета, выглядят теплыми и гостеприимными, но при этом меньшими по размеру. Цвета холодной гаммы называются удаляющими: помещения, выдержанные в таких цветах, кажутся более просторными и холодными.

Цветовое колесо помогает также создать гармонию и контраст цветов. Соседствующие цвета или находящиеся близко друг к другу называются гармоничными и действуют успокаивающе. Однако «слишком гармоничное», другими словами — однообразное цветовое решение помещения будет выглядеть монотонным и утомительным. Идеальная цветовая схема — это гармоничная основа с разумным добавлением контрастных элементов.

Не секрет, что цвет помещений вашего дома оказывает существенное влияние на настроение и работоспособность: в одной и той же комнате при условии различной окраски стен можно испытывать ощущение уюта или дискомфорта. Поэтому цветовое решение может (и должно) меняться в зависимости от назначения помещения. Рассмотрим это на примере основных цветов (красного, синего и желтого).

Красный — идеальный раздражитель, не зря он используется во время корриды. Это цвет огня, цвет, который первым различает младенец с пробуждающимся цветоощущением. Он вселяет в человека радость, силу и уверенность. В одних языках красный — синоним понятия «красивый», в других — «богатый». Но не стоит забывать, что это также и самый агрессивный цвет, который в больших количествах раздражает и утомляет. А вот небольшие акценты красного в интерьере бодрят и придают хорошее настроение как своеобразный допинг. Красный цвет — наиболее активный, создающий ощущение тепла и эффектного интерьера. В то же время помещение, решенное в красных тонах, будет выглядеть меньше и ниже. Этот цвет подходит для комнат, где проходит наиболее активная жизнь семьи (гостиная, кабинет, холл, кухня и т. д.). В спальне его лучше не использовать.

Другим основным цветом является синий — холодный, спокойный и серьезный. Это самый «деловой» цвет, он заставляет задуматься, погрузиться в себя, символизирует совершенство и бесконечность. В интерьере обилие темно-синего действует подавляюще, в то время как мягкие тона голубого и синего успокаивают, «расширяют» тесное пространство и создают ощущение прохлады в жаркой комнате с окнами на юг. Это цвет спокойствия и умиротворения. Присутствие синего цвета в интерьере всегда придает комнате изысканность и благородство. Оттенки синего особенно хороши для небольших помещений. Голубой — это цвет высокого неба, простора и покоя. Он позволяет сосредоточиться. Споры и конфликты в помещении с голубыми стенами проходят мягче, острые углы сглаживаются. Применение светло-голубого цвета на потолках визуально сделает помещение выше и просторнее.

Желтый цвет — солнечный и легкий. Исторически сложившийся символ золота и богатства, на Востоке этот цвет символизирует также вечность и величие. Он создает оптимистичное, бодрое настроение и в интерьере прекрасно сочетается с любыми другими цветами. При этом теплые, солнечные оттенки никогда не несут в себе заряда, отрицательно влияющего на эмоциональное состояние человека. Однако в чистом виде желтый цвет практически не применяется. Его лучше несколько приглушить белилами, добавив тем самым немного фиолетового тона. Любые сочетания желтого хорошо подходят для детских комнат.

Основное деление спектра происходит в области зеленого цвета, — это деление на теплую и холодную его части. В теплой части спектра — цвета влево от зеленого до красного — преобладают красные и желтые тона, а в холодной — от зеленого вправо до фиолетового — преобладают зеленые и синие тона. Теплые тона тонизируют, создают ощущение бодрости и хорошего настроения, а холодная часть спектра помогает сосредоточиться, но в то же время действует успокаивающе, расслабляет.
«Температура» зеленого определяется соотношением в нем теплого желтого и холодного синего цветов. Желто-зеленый оживляет, напоминая молодую зелень в мае, а сине-зеленый — это цвет моря, который освежает, успокаивает. Зеленые тона, таким образом, успокаивают, расслабляют, снимают усталость; зеленый — это цвет отдыха.

Оранжевый, образующийся путем смешения красного и желтого цветов, сочетает в себе качества их обоих: тепло и свет. У буддистов он символизирует божественные качества — святость и просветление. Светлый, то есть несколько приглушенный оранжевый тон придаст интерьеру уют и тепло, особенно в комнате с окнами на север, а вот ярко-оранжевый в интерьере — это скорее заявка на необычность и оригинальность. Стимулирующее действие желтого и тонизирующее — оранжевого по мере приближения к красному переходят в возбуждающее.

Фиолетовый — самый противоречивый цвет: он состоит из двух антагонистов — горячего красного и холодного синего; своеобразное сочетание «льда и пламени». Это самый загадочный цвет, который в искусстве появился самым последним. Фиолетовый не был известен первобытному человеку, не использовался он и древними греками. В христианской символике насыщенный фиолетовый — цвет духовного страдания. Это сложный и многоликий цвет. Глубокий и густой, при использовании в интерьере он способен вызвать даже депрессию, так как угнетающе действует на психику. Но в то же время фиолетовый цвет имеет множество менее насыщенных — высветленных и приглушенных — тонов и оттенков: от бледно-сиреневого до пепельного серо-фиолетового, которые могут придать интерьеру определенный стиль и изысканность. Не случайно фиолетовый ирис был символом русского модерна, революционного периода в мировой истории искусства.

И наконец, белый, черный и серый цвета. Белый — сосредоточение всех цветов с точки зрения физики: именно белый свет, преломляясь в гранях стеклянной пирамиды, разлагается на все цвета спектра. А с философской точки зрения это цвет, доведенный до абсолюта — сияния. Белый сочетается с любым цветом, он универсален и в любое сочетание привносит нарядность. Белые стены создают эффект невесомости и чистоты, на их фоне прекрасно смотрится любая мебель, а от картин, украшающих такие стены, ничто не отвлекает взгляд. У этого цвета, в котором сокрыт весь спектр, большой потенциал и большая внутренняя сила. Его называют цветом всех цветов, считают символом абсолюта, символом начала. Считается, что мир при рождении был белого цвета, поэтому, наверное, об огромном мире говорят «белый свет». В японском искусстве белый лист бумаги считается столь же важным, как и то, что на нем написано или изображено. Это идеальный фон — он объединяет все предметы, словно погружая их в единую ауру, и делает их более выпуклыми.

«Белый цвет» — довольно условное обозначение, ведь оттенков у белого не меньше, чем у любого другого цвета. Сравните несколько листов писчей бумаги из разных пачек, и вы легко убедитесь в этом. Сам по себе яркий белый цвет достаточно холоден и не очень привлекателен. Правда, в оформлении жилища белый цвет в чистом виде используется крайне редко, как правило — в сочетании с другими цветами. Более спокойные оттенки белого, такие как кремовый, молочный, прекрасно сочетаются с другими мягкими тонами (песочный, терракотовый, серо-голубой) и образуют в интерьере гармоничный ансамбль. Белый безупречно сочетается также с оттенками меда, сливок, кофе, шампанского, слоновой кости, а также перламутровым. Такие сочетания приятны в цветовой гамме интерьера и отлично вписываются в самые разные стили, создавая теплую и приветливую атмосферу и вызывая у хозяев позитивные эмоции.

Большие белые поверхности несколько утомляют взгляд. Однако если эту монотонность оживить цветовым пятном, например картиной на стене, белый станет более динамичным. Применив этот прием, вы обнаружите, что на белом фоне все краски звучат гораздо ярче. Белый фон великолепно разбавляют красивые растения и живые цветы — подыгрывая друг другу, они создают великолепный этюд в белых тонах.

Еще один неоспоримый плюс белого в том, что он зрительно расширяет пространство. Белые конструкции лестниц, окон, дверей придают помещению особую легкость, четкость линий, ясность форм, ощущение простора и масштабности. Чтобы лучше понять прелесть такого помещения, нужно видеть его в солнечный день: оно наполняется ярким светом, чему весьма способствуют белые стены и потолок. При разной фактуре стен свет на их поверхности образует такие тени и полутени, каким позавидовал бы великий мастер.

Вот он какой, белый цвет: благодушный и чистый, но совсем не простой, скрывающий за нейтральностью природную сложность. Кто-то скажет, что белое помещение может оказаться слишком марким, требующим тщательного ухода, кому-то оно, возможно, покажется холодным — но, несомненно, есть в нем нечто особенное, и именно поэтому к нему так часто обращаются в поисках оригинального и красивого дизайна.

Если белый можно представить как совокупность всех цветов, то черный — это как бы отсутствие цвета. Тем не менее он очень важен в интерьере. Черный незаменим для контрастного подчеркивания и выделения других цветов — он придает им яркость и выразительность. Черный делает интерьер графически четким и очень стильным.

Серый цвет абсолютно необоснованно считается невыразительным. Считается, что серый мир очень скучен, но на самом деле это не так. Серый скорее бесстрастен и настраивает на деловой лад. Разнообразные, чуть подцвеченные оттенки серого позволят сделать обстановку спокойной и деловой. В жилом интерьере с помощью серого цвета можно создать стиль утонченной элегантности, так как этот цвет в сочетании с другими способен давать множество сложных оттенков: спокойный серо-голубой, изысканный серо-сиреневый, приглушенный серо-зеленый и, наконец, жемчужно-серый цвет. В сочетании с серым другие цвета обретают благородство.

Итак? чтобы правильно выбрать цветовое решение для своих комнат, нелишне будет помнить о следующем.

• При светлой окраске стен помещение кажется шире и выше.
• Темные контрастные стены визуально сужают помещение.
• Потолок будет выглядеть выше, если он светлее стен, и ниже — если темнее.
• Обои с вертикальными элементами узора делают комнату более высокой.
• Драпировки (а также подушки, гардины, абажуры и т. п.) из тканей, контрастирующих с общей цветовой гаммой помещения, могут оживить его, внеся необходимое разнообразие.

Подобрать цветовое решение интерьера — очень непростая и ответственная задача. Ведь восприятие одного и того же цвета различными людьми неодинаково — недаром говорят, что на вкус и цвет товарищей нет. И то, что одному человеку «режет глаз», другому доставляет удовольствие. Поэтому при подборе цветовой гаммы следует учесть возраст, вкусы и интересы всех проживающих в вашем доме. Это очень важно: если, например, в детских комнатах можно рекомендовать яркие, контрастные цвета, то для пожилых членов семьи предпочтительнее спокойные пастельные тона.

Кроме того, психологи, как уже говорилось, различают четыре психологических монотипа: меланхолик, сангвиник, флегматик и холерик; цветовая приверженность людей каждого психологического типа различна. Меланхолики предпочтут голубой, сангвиники — желтый, флегматики — зеленый, холерики — красный. Большую роль в цветовом предпочтении играет интеллект: чем выше уровень интеллекта у человека, тем более сложные и тонкие оттенки и сочетания цветов ему нравятся. Примером этому может служить психологически тонкая живопись художника-профессионала и лубочные картинки деревенских мастеров. Если говорить о приверженности человека к тому или иному времени года, то каждое из них содержит комплекс гармоничных оттенков.

Весна: основной тон — желтый, а также другие теплые, легкие, приветливые и оживленные оттенки всей цветовой гаммы.
Лето: основной тон — голубой, а также другие сдержанные цвета — матовые, нежные, неброские.
Осень: основной тон — красный, а также другие теплые оттенки, светящиеся, «землистые».
Зима: основной тон — синий, а также другие холодные и яркие, лучистые тона.

Кроме того, при выборе цветового решения следует учитывать форму и высоту комнат, а также степень их освещенности.